Данные вопросы будем раскрывать параллельно.
Первое, с чем необходимо определиться и на чем будет строиться весь последующий процесс выбора снегохода – сколько человек планируется на нем перевозить? Если больше одного – то все спортивные, горные (они же снегоходы для глубокого снега), кроссоверы отпадают. Они предназначены ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для одного человека. Все аргументы вида «да я ребенка посажу впереди себя и потихоньку по двору покатаюсь», «да я с женой на рыбалку и так доеду, она за меня подержится» решительно отвергаются автором данных строк как несостоятельные. В жизни можно делать разное: и на руках ходить, и брюки через голову пытаться надеть. Только это не значит, что так делать правильно, рационально. Так же и с одноместным снегоходом. Пытаться передвигаться на нем с пассажиром - равно подвергать его жизнь и здоровье опасности. В большей степени именно пассажира, а не водителя.
Поэтому, если пассажир предполагается, то выбирать придется из утилитарных и туристических моделей. Сразу оговорюсь, эта и любая другая классификация снегоходов – это условное разделение. Никакими законодательными/нормативными документами или техническими регламентами оно не регулируется. Поэтому производители и продавцы относят ту или иную модель к определенному классу/типу/категории (называйте как угодно) снегоходов исключительно по своему усмотрению исходя из собственных сложившихся представлений о нем. Из-за этого иногда возникают ситуации, когда не совсем понятно, к какому классу отнести конкретную модель. В таких случаях могут придумать новый класс снегоходов. Не удивлюсь, если после прочтения данной статьи, кто-то найдет на просторах интернета тип снегоходов, здесь не упомянутый.
Итак, утилитарные и туристические модели.
В общем случае, различия между ними в ориентированности. Если «утилит» – это перевозка груза и пассажира, то «турист» – пассажира и груза. Именно в таком порядке.
У утилитарных снегоходов шире гусеница (относительно прочих типов), как правило, имеется пониженная передача в трансмиссии в штатной комплектации. У туристических снегоходов более комфортная для пассажира подвеска (если так можно выразиться, комфорт на снегоходе в принципе понятие весьма условное); более узкая гусеница (для лучшей маневренности); в среднем, больше приятных опций для пассажира (подогрев ручек, защищающие от ветра кожухи на этих ручках, более удобное и эргономичное сиденье, регулировка спинки сиденья и т. д.). При этом, у определенных производителей встречаются и одноместные «утилиты» и «туристы». Ну, по крайней мере, они сами их так позиционируют (см. выше абзац про условность классификации снегоходов). Но все-таки, чаще всего, и туристические и утилитарные модели – двухместные. К вышесказанному добавлю, что туристические модели предпочтительно использовать на более-менее подготовленных трассах. Относительно узкая гусеница и пассажир делают передвижение по снежной целине весьма затруднительным. А в условиях сильно пересеченной местности (русла рек, мелкий кустарник под снегом, извилистый маршрут, наклонные поверхности в продольной и поперечной плоскости) – и вовсе невозможным. Все это привело к тому, что туристические снегоходы в условиях Дальнего Востока России стали достаточно нишевым продуктом. В то время как утилитарные – наоборот, имеют высокую популярность.
При этом утилиты используются чаще как туристы (то есть нужны для того, чтобы перевезти водителя и пассажира из пункта «А» (прицеп автомобиля) в пункт «Б» (лунка на льду водоема) с небольшим грузом (рюкзак с рыболовными снастями). Такая вот ирония. Хотя ничего удивительного тут нет. Природно-климатические условия региона не позволяют использовать преимущества туристических снегоходов. Их негде реализовать. В то же время особенности утилитов раскрываются «во всей красе»: широкая гусеница и пониженная передача позволяют чувствовать себя гораздо увереннее в условиях сильно пересеченной местности, даже когда нет необходимости буксировать тяжелые сани (хотя это один из «штатных» режимов работы данного типа снегоходов, им мало кто пользуется).
Переходим к одноместным типам снегоходов.
Тут все и просто, и сложно одновременно. Для начала отбросим одноместные туристы и утилиты (они же «спортивно-утилитарные» и «спортивно-туристические» и прочая словесная казуистика). Это все то же самые снегоходы, о которых писалось выше, только одноместные. То есть, если Вам нужен снегоход с широкой гусеницей и пониженной передачей, и Вы точно не собираетесь возить пассажира (ну а зачем он нужен? Рыбы и так на всех не хватает!), в принципе, можно и такой вариант рассмотреть. Правда, под какие такие задачи может потребоваться одноместный турист и чем он отличается от кроссовера лично мне представить затруднительно..
Далее я выделю три типа: спортивные, кроссоверы и горные.
Спортивные (они же кроссовые (не кроссоверы!), они же «для трасс»). Правильнее всего было бы их называть «кроссовые», т.к. именно для этой спортивной дисциплины этот вид снегоходов подходит больше всего. Но из-за созвучия с «кроссоверами» во избежание путаницы назвал более общим термином. Это одноместные снегоходы с узкими лыжами и короткими гусеницами с низким/средним грунтозацепом, с низким ветровым стеклом. Все характеристики «заточены» под максимальную маневренность и управляемость. Настройки подвески имеют широкие диапазоны регулировок. Для каких целей нужен такой снегоход? Для любительских соревнований по сноу-кроссу (кроссу на снегоходах) или дружеских покатушек исключительно на специально подготовленных трассах. В Вашем регионе таковые имеются? Нет? Проходим мимо.
Кроссовер. Это спортивный снегоход с более длинной гусеницей и более широкими лыжами. Причем, чаще всего в прямом смысле, т.к. база у них, как правило, одна и та же. Меняется лишь вышеупомянутые гусеница с удлиненным под неё туннелем, лыжи, иногда амортизаторы, другие настройки вариатора, подвески. Если Вам нужен снегоход для «просто покататься» - это он. По-другому описать его назначение и нельзя.
Горные снегоходы. Тут у меня опять были «терзания», как назвать этот тип. Правильнее было бы, конечно, назвать их «снегоходами для глубокого снега», т.к. именно это определение наиболее полно характеризует этот вид. Но исторически так сложилось, что чаще всего их называют горными. Пусть будут горные. У этих снегоходов самая длинная гусеница с самыми большими грунтозацепами. База по-прежнему общая с кроссоверам и спортивными. «Ценители» выделяют внутри этой категории собственно горные снегоходы (они же для хиллклэйминга, они же для хиллклимбинга) и снегоходы для фрирайда (он же бундокинг. Ведь он же?). Все эти забавные англицизмы (перевод boondocking найдете самостоятельно) есть не что иное, как транслитерация собственно английских слов, описывающих особенности эксплуатации снегоходов в глубоком снегу. Некоторые производители даже делают отдельные модели для каждого из видов катания. Насколько я понимаю, у «бундокеров» чуть короче гусеница и чуть Уже колея лыж. Из тонкостей могут быть другие передаточные числа в трансмиссии, немного другие настройки подвески и её геометрия. Чего тут больше – маркетинга или технической обоснованности судить не берусь. Но это я уже излишне углубился. По этому разделу осталось добавить, что для получения удовольствия от езды на горном снегоходе обязательным является а) хорошая физическая форма снегоходчика и б) наличие времени и желания учиться ездить на таком снегоходе. Для достижения результатов, хотя бы отдаленно похожих на то, что демонстрируется в рекламных роликах горных снегоходов может уйти не один сезон. И совсем без гарантии, что у Вас получится. Автор эти строк не смог.
В заключение отмечу, что если Вы хотите попробовать и решить «а надо ли вам вообще все это?», то есть универсальный ответ – купите утилитарный снегоход, поэксплуатируйте его хотя бы сезон. А дальше Вам либо понравится и вы оставите его себе, либо продадите без особой потери в стоимости (потому что это популярный утилитарный снегоход!) и купите что-то более подходящее.
Выбирайте снегоход правильно!
Автор статьи: Заяц Руслан, г. Южно-Сахалинск